Техосмотр по новым правилам — особенности получения диагностической карты для ОСАГО

С 2020 г. правительство РФ ужесточило правила выдачи диагностических карт. Правда, из-за пандемии требование к автовладельцам неоднократно смягчалось (последний мораторий введен до 01.10.2021 г.). Но уже сейчас многие собственники ТС могут пройти техосмотр для оформления ОСАГО исключительно по новым правилам. Купить диагностическую карту в страховой компании или у брокера через Интернет — нельзя. За это предусмотрена серьезная ответственность, как для покупателя, так и для продавца. А кроме этого, ПТО лишат лицензии, и выпишут штраф 300 000–500 000 руб.

Что такое диагностическая карта

Диагностическая карта (ДК) — это заключение о техническом состоянии автомобиля, выданное на основании проверки (диагностики) в аккредитованном ПТО (пункте технического осмотра). Использование документа утверждено в ст. 19 Федерального закона № 170 «О техническом осмотре ТС…», с поправками от 01.04.2020 г.

Форма диагностической карты появилась в 2012 г., и пришла на смену талончикам ТО, которые мы крепили на лобовых стеклах своих автомобилей. Но, так как государство передало проведение техосмотров в частные руки (с 2010 г.), то у многих нечистоплотных ПТО появилось желание заработать сверхприбыль. А именно, они предлагали пройти техосмотр для ОСАГО без проверки машины. Платишь деньги, и забираешь ДК.

Более массовый характер схема выдачи «серых» диагностических карт приобрела после 2013 г., когда появилась база ЕАИСТО (единая автоматизированная информационная система технического осмотра). Оформлением ДК онлайн занялись страховщики непосредственно при продаже автостраховок. Для этого они становились брокерами ПТО, получали коды доступа к системе ЕАИСТО и вносили в нее данные. Теперь эта «лавочка» прикрыта. Для оформления требуется цифровая подпись эксперта, а также фотоснимки установленного разрешения: при заезде/выезде ТС в/из ПТО, с привязкой ГЛОННАСС (п. 5 Приказа № 97 от 31.03.2020 г.).

Когда и зачем нужна диагностическая карта

С 2003 г. нельзя эксплуатировать транспортное средство на дорогах общего пользования без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Но, чтобы оформить договор автострахования, владельцу необходимо сначала сделать диагностическую карту на автомобиль. Номер ДК заносится в базу РСА и открывает доступ страховым компаниям для оформления полиса. Таким образом, страховщик предоставляет услуги ОСАГО на технически исправное транспортное средство, и в случае ДТП покроет убытки.

Если виновник ДТП совершил происшествие с действующим полисом ОСАГО, но истекшим техосмотром, то страховая компания возместит ущерб потерпевшей стороне, а понесенные расходы взыщет с виновника в регрессном порядке, через суд.

Порядок прохождения техосмотра

Проверка транспортных средств в ПТО существенно усложнилась. Причем не столько для автомобилистов, сколько для самих технических центров. С апреля 2020 г. каждый ПТО должен быть укомплектован современным оборудованием, включая хорошую фотокамеру и устройства, определяющие расположение ПТО сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ, с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95γ.

При этом каждая диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Без ЦП документ нельзя загрузить в систему ЕАИСТО, равно как и без фотографий. Возможно, поэтому большинство ПТО регионов не готовы к проведению ТО по новым правилам. Тому свидетельство – длинные очереди машин у работающих пунктов техосмотра. Но эксперты отмечают рост числа аккредитованных центров.

Как подготовиться к техосмотру

Успешное прохождение ТО зависит от двух общих факторов. Во-первых, вам необходимо подготовиться самому. Во-вторых, следует привести в порядок автомобиль.

Документы

Чтобы пройти процедуру технического осмотра легкового автомобиля, придется подтвердить факт владения. Поэтому приготовьте:

  1. Общегражданский паспорт.
  2. Водительское удостоверение.
  3. Свидетельство о регистрации ТС (ПТС).
  4. Доверенность (для доверенного лица).

Последний пункт очень важен и позволяет эксперту понять, что владелец поручил именно вам представить машину на диагностику. Вся эта информация будет внесена в базу ЕАИСТО.

Аксессуары (набор автомобилиста)

Аксессуары (набор автомобилиста)

Специалист ПТО проверяет техническое состояние автомобиля, но при этом он обязательно смотрит оснащение ТС, куда, по правилам, должны входить:

  1. Аптечка.
  2. Огнетушитель.
  3. Знак аварийной остановки.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных атрибутов исключает выдачу ДК, в том числе для безупречных авто. Даже если все необходимые аксессуары в машине есть, проверьте сроки годности: огнетушители — не более 4–5 лет, медикаменты отслеживаются по дате выпуска и аннотации.

Оборудование

Получить техосмотр на автомобиль можно в том случае, если его конструкция не изменялась. А если дополнения вносились, то они должны быть задокументированы экспертизой. Например, эксплуатация сертифицированных багажников разрешена, а самодельных — нет. Такие же правила применяются к лебедкам, фаркопам, силовым бамперам, газобаллонному оборудованию, противотуманным фарам и другому дополнительному оборудованию. Поэтому лучше снять все лишнее, даже широкие колеса.

Внешний вид

Естественно, эксперт оценивает машину снаружи. Специалист должен без труда определить ее цвет, состояние кузова, чистоту оптики и государственных регистрационных знаков. Поэтому помойте автомобиль перед визитом в ПТО.

Техническое состояние

Техосмотр — экзамен для машины. Должны открываться все двери, гореть лампочки: фар, сигналов поворотов, стоп-сигналов и подсветки заднего номера, а тормоза синхронно брать с одного нажатия на педаль (кроме ABS). Поэтому перед визитом в ПТО устраните все недочеты в машине. Это можно сделать самостоятельно или в автосервисе.

Как проходит технический осмотр

Вы пригоняете автомобиль в ПТО. При въезде оператор делает фото «передка», на котором отчетливо видны: марка, цвет и регистрационный номер. Затем, эксперт проверяет документы СТС (ПТС) и сверяет номера на автомобиле (VIN, шасси, двигатель). Далее он открывает базу ЕАИСТО и начинает заполнять диагностическую карту, где сначала указывает ФИО владельца, пробег ТС и данные об автомобиле (марка, модель и прочее).

Затем начинается проверка ТС, в которую входит визуальная, стендовая и инструментальная процедуры. На все работы оператору ПТО отведено 30 мин. (по новым правилам 1 эксперт может осмотреть ограниченное количество машин, не более 16 за 8-часовой рабочий день). В ходе проверки акценты делаются на такие узлы и системы:

  1. Тормоза. Измеряется сила схватывания колес и проверяется герметичность контура.
  2. Рулевое управление. Суммарный люфт не должен превышать 10 градусов.
  3. Оптика. Лапы должны гореть, а на фарах недопустимы бронированные пленки.
  4. Стеклоочистители и стеклоомыватели. Проверяется работа дворников и моторчика.
  5. Шины и диски. Оценивается состояние резины, глубина протектора, вылет дисков.
  6. Двигатель и его системы. Исключены подтеки масла и превышение эконормы СО2.
  7. Замки, фиксаторы и регуляторы. Двери и капот должны надежно закрываться, а все «крутилки» в салоне работать.
  8. Стекла и зеркала. Проверяется целостность и светопропускаемость. На лобовом стекле недопустимы трещины и потертости со стороны водителя.

На выезде из ПТО оператор снова фотографирует автомобиль, но уже заднюю часть, где хорошо различимы: цвет, марка, модель и госномер.

Требования к снимкам

Для справки! Договориться с оператором ПТО практически нельзя. Слишком суровое наказание за нарушение регламента (отзыв лицензии и штраф до 500 000 руб.). Даже если вам повезло, и у вас экспертом работает родственник, который, закрыв глаза, выписал ДК, то такой техосмотр могут отнять сотрудники ГИБДД. Теперь у дорожной полиции появились полномочия выявлять незаконные техосмотры и аннулировать их в системе ЕАИСТО. Проверить диагностическую карту инспекторы могут онлайн в процессе проверки документов, например, после нарушения ПДД или в ходе рейда.

Что выдают по итогам техосмотра

При успешном прохождении техосмотра владелец автомобиля получает диагностическую карту, в которой указано, что ТС исправно. Если нет, то в ДК будет стоять отметка о необходимости повторной проверки, но после устранения тех или иных неисправностей. Заново пройти ТО можно в любом аккредитованном ПТО. Обмануть другого оператора не получится, так как положительные и отрицательные сведения о техосмотре хранятся в базе ЕАИСТО. То есть эксперт увидит, что вы уже пытались пройти ТО, но не смогли из-за некоторых неисправностей.

Срок действия технической карты для ОСАГО

Диагностическая карта выдается владельцам легковых автомобилей на 1–2 года. Срок зависит от возраста ТС. Законом не предусмотрен период, в который автовладелец обязан застраховать машину. Например, собственник ТС прошел ТО, а затем улетел на 6 месяцев в командировку. По возвращении он может оформить ОСАГО по диагностической карте, которую получил полгода назад.

В таком случае, если купить полис на 12 месяцев, то через 6 месяцев придется пройти ТО. Ездить с действующим ОСАГО, но без действующего техосмотра, все равно что управлять незастрахованным автомобилем. В случае ДТП и признания водителя виновником страховая взыщет понесенные расходы в регрессном порядке через суд.  Поэтому лучше сделать диагностическую карту для ОСАГО непосредственно перед оформлением полиса.

Как можно проверить, действительна ли диагностическая карта для ОСАГО

Информация о пройденных/не пройденных ТО хранится в электронной базе ЕАИСТО. У банка данных есть официальный веб-ресурс: eaisto.gibdd.ru. Вы можете проверить техосмотр непосредственно в Единой системе, или в качестве альтернативы воспользоваться нашим сервисом. Введите в поисковую строку регистрационный номер автомобиля и нажмите «Поиск» (программа запрашивает данные в ЕАИСТО).

Как часто проходить технический осмотр авто

Правила нового ТО существенно усложнили жизнь многим автовладельцам, в частности тем, что теперь невозможно купить диагностическую карту, а владельцам грузовиков надо проходить ТО чаще. Однако обновленный Закон привнес ряд послаблений для некоторых собственников легковых ТС. Например, увеличился интервал прохождения ТО.

Таблица 1. Техосмотр 2021 по новым правилам (ст. 15, № 170-ФЗ)

Транспортные средстваВозраст ТСРегламент прохождения ТО
Автомобили «В» г/п до 3,5 т и мотоциклыДо 4 летОсвобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью до 3,5 т-Освобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью от 3,5 тДо 4 летОсвобождены
4 года — 10 лет1 раз в 2 года
1 раз в 2 года1 раз в год
Легковые автомобили «В» и мотоциклы4 года — 10 лет1 раз в 2 года
Легковые автомобили «В» и мотоциклыот 10 лет1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобилидо 5 лет1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобилиот 5 лет2 раза в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью до 3,5 тдо 4 летОсвобождены
4 года — 10 лет1 раз в 2 года
от 10 лет1 раз в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью от 3,5 т.до 4 летОсвобождены
4 года — 10 лет1 раз в 2 года
от 10 лет1 раз в год
Прицепы/полуприцепы для перевозки опасных грузов-2 раза в год

Расчет возраста ТС происходит с года выпуска, указанного в ПТС и (или) свидетельстве о регистрации.

Штраф за отсутствие технического осмотра

Ужесточение регламента ТО — не единственный «подарок» от государства. Власти расширили рамки ответственности за эксплуатацию ТС без техосмотра. Новые поправки вступят в силу с 2022 г. А пока штрафовать могут только водителей автобусов, такси и грузовых авто (с числом пассажирских мест от 8 шт.). Величина штрафа 500–800 руб. (ст. 12.1 КоАП РФ).

Но поправки, указанные в Федеральном законе от 26.07.2019 № 219-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», в скором времени заработают в полном объеме (пока на них наложили мораторий из-за пандемии). Штрафовать будут на 2000 руб., причем в автоматическом режиме. Вот выписка текста из отложенного Закона:

Ст. 12.1, п. 1.1 КоАП РФ

Получить диагностическую карту в страховой компании, как это было совсем недавно, теперь нельзя. Государство ужесточило процедуру прохождения ТО, поэтому показать машину в ПТО придется обязательно. Договориться с оператором будет нельзя. За нарушение закона прохождения ТО предусмотрены драконовские штрафы (300 000–500 000 руб.). И даже если получится «договориться» с экспертом, то любой инспектор ГИБДД вправе аннулировать техосмотр онлайн, увидев в автомобиле явные неисправности или дополнительное оборудование. Принимая во внимание строгость законодательства, следует поддерживать автомобили в надлежащем техническом состоянии.

Оцените статью